20:55 «Современный педагог общеобразовательной организации и его компетенции» | |
Суханова Лилия Владимировна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россошь, Воронежская область
Современный педагог общеобразовательной организации не должен стоять на месте в плане своего профессионального развития. Он должен постоянно повышать свой уровень, учитывая тенденции развития современного общества и системы образования: изучать, а также использовать новые технологии и методы обучения. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы актуализировать знания, которые учитель передает своим ученикам, определить – какие знания будут наиболее востребованы именно сейчас, а какие в будущем, от чего можно отказаться в плане изучения материала. Компетенции — это набор поведенческих проявлений, которые позволяют одним людям отвечать требованиям работы лучше, чем другим. Википедия дает такое определение компетенции (от лат. сompetere – отвечать, подходить) – это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Какими же компетенциями должен обладать современный педагог общеобразовательной организации? Проанализировав информацию, я пришла к выводу, что для высокой эффективности педагогической деятельности, следовательно, для высоких показателей качества знаний учеников, педагог должен обладать следующими компетенциями: - Коммуникативными; - Общекультурными; - Социально-личностными; - Информационно-коммуникационными; - Профессионально-трудовыми; - Самоусовершенствования. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «основа профессионализма учителя», потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно-ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения. [2] Общекультурной компетенцией является круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, компетенции в бытовой (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.) и культурно-досуговой сфере (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Уровень общекультурной компетенции учителя практически не зависит от его педагогического стажа и определяется другими факторами. Социальные компетентности педагога - это сплав профессиональных знаний, умений, опыта самопознания, познания особенностей поведения и эмоционального состояния детей; способность структурировать эти знания, умения и опыт для адекватного понимания ребенка; для принятия верного решения и выработки линии поведения в общении с детьми с целью их развития. [3] В основе информационной культуры преподавателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации. - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; - особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся. [1]
Профессиональные качества педагога гуманитарных дисциплин:
- Интерес и любовь к детям;
- Увлеченность педагогической деятельностью;
- Дисциплинированность;
- Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность;
- Педагогический такт;
- Педагогический оптимизм;
- Педагогическое воображение;
- Организаторские способности.
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога. Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Таким образом, сейчас невозможно показать высокий уровень качества знаний детей без создания соответствующих условий для самостоятельного получения и осознания ими знаний. Задача преподавателей не давать знания ученикам в готовом виде, а создавать мотивацию, формировать комплекс умений самостоятельного обучения. Сотрудничество учителей и учеников предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельную деятельность ученика с целью активизации их познавательной деятельности как основы личностного становления и развития. Список литературы: 1. Аюпова, К.Е. О профессиональной компетентности педагогов школы // Современная школа Казахстана.- 2014.- № 1.- Б.14-17. 2. Лукьянова М. И. Коммуникативная компетентность педагога как условие развития социальной компетентности школьников в образовательной среде.- Ульяновск,2002.-Вып.9.-С.69-79. 3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61. 4. Лунева Л.П. Речевая компетенция учителя как основа эффективной педагогической деятельности/ Л.П. Лунева //Образование в современной школе.-2003.-№4.-С.57-61. 5. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования/ Подг. Н.А. Разина//Завуч.-2001.-№4.-С.113-136. | |
|
Всего комментариев: 0 | |